Краткий трактат о готической сакральной архитектуре

  1. Две готики
  2. К небу!
  3. Кирпичная патока
  4. Снаружи, внутри, готика ...

Сегодня текст немного отличается от того, что обычно появляется в блоге - но в течение нескольких дней у меня была идея, и я не мог сопротивляться. Сегодняшний текст будет о готической архитектуре и моем отношении к ней. Конечно, я упрощу некоторые вопросы.

Две готики

Сегодня текст немного отличается от того, что обычно появляется в блоге - но в течение нескольких дней у меня была идея, и я не мог сопротивляться

Собор Святого Питер в Бове - никогда не заканчивался из-за огромных строительных проблем. По лицензии CC BY-SA 3.0, фото пользователя Dilif.

Как только слово «готика» падает, средний едок хлеба сразу же визуализирует все шедевры готической архитектуры - Парижскую Нотр-Дам, его близнец Реймс, богато украшенный собор в Амьене и даже невероятно высокий собор в Бове. А рядом с ним будут картины польских представителей этого направления - церквей Гданьска, Кракова, Торуня, Вроцлава и других городов. Понравился один и тот же архитектурный стиль, а здания такие разные. Потому что, когда на западе преобладают легкость и впечатление «застройки», готические соборы в Польше - это кирпичные опоры, поражающие своим весом.

Базилика Святой Марии в Гданьске. CC BY-SA 3.0 без лицензии пользователя Brunswyk

Настоящая ошибка здесь заключается в существовании множества разновидностей в пределах одного вида. У нас есть западная готика, хорошо известная по французским и английским соборам - соборы, построенные из камня, а также центральноевропейская / балтийская готика, также известная как редукционная готика с характерной кирпичной конструкцией.

Различия в строительных материалах - лишь одна из проблем, которые отличают наши отделы от французских соборов, которые были созданы в то же время. Затем мы проанализируем несколько основных вопросов, которые заставляют Серенити снова и снова влюбляться во французские или английские соборы, польские только с симпатией.

К небу!

Вид сверху на собор Нотр-Дам в Шартре

Французы и англичане, прежде всего, с самого начала придают своему собору сильную парящую форму, которая, как будто, может казаться все больше и больше к небу. Таким образом, были также созданы какие-то аберрации - например, собор в Бове, который является самым высоким сводчатым собором в мире, который дважды разрушался, и его строительство никогда не заканчивалось. Бове является примером того, как впадать в крайности - потому что для придания зданию легкости максимальная ширина опор была ограничена, что сказывалось на устойчивости и прочности конструкции.

Что ж, давайте не будем говорить о крайностях, а об элементах, типичных для французской и английской готики. Прежде всего, большинство этих зданий было возведено по планам латинского креста с отчетливым трансептом (есть несколько исключений - например, пятинефный собор в Бурже), обычно в виде трехэтажных сооружений с базиликовой структурой (с нефом над проходами).

Прежде всего, большинство этих зданий было возведено по планам латинского креста с отчетливым трансептом (есть несколько исключений - например, пятинефный собор в Бурже), обычно в виде трехэтажных сооружений с базиликовой структурой (с нефом над проходами)

Собор Нотр-Дам в Париже с востока и все характерные элементы на одной фотографии - сваи, слабаки и контрфорсы и многочисленные окна. Лицензия CC BY-SA 3.0 от Lusitania.

Однако наиболее характерной чертой готической сакральной архитектуры из Франции и Англии (и западной Германии), вероятно, являются внешние структурные элементы - прежде всего, система опор с характерными вершинами, венчающими опоры. В целом, архитектура полной готики является исключительно богато украшенной - достаточно упомянуть представительные порталы, ведущие к храмам, украшенным скульптурами и увенчанным wimpergs, с великолепными розетками.

Кирпичная патока

Эта картина показывает все, что я вижу в польских готических соборах - массивные откосы, приземистая башня и полное отсутствие орнамента. Мне нравится собор св. Яну в Торуни, но где ее там, к французским кузенам

Редукционный готический стиль характеризуется гораздо меньшим орнаментом - прежде всего в нем отсутствует характерная западная архитектура системы поддержки. Это связано с простой причиной - кирпич является материалом, который менее долговечен и устойчив к погодным условиям. Вот почему башни и опоры были заменены кирпичными уступами (вы должны признать, что они добавляют массу к церкви, верно?).

Горизонтальная проекция собора в Торуни - и после первого взгляда вы можете увидеть, как наша «готическая» готическая готика отличается

Строительство такого типа зданий еще более впечатляющее - подавляющее большинство примеров готических кирпичных храмов - это прихожие церкви, то есть одинаковые по высоте проходы (исключений несколько, включая базилику в Оливе, церковь Святой Троицы в Гданьске, церковь Приход в Орнете) или в виде псевдобазий. Кроме того, то, что очень характерно для готического стиля польского кирпича в большой части церквей, встречается - пресвитерия заканчивалась прямой стеной, а не полукруглой апсидой.

Что заставляет нас чувствовать вес этих зданий еще больше? Массивные башни. В большинстве случаев это колоссы с шириной, аналогичной ширине нефа. И даже если они не приземистые и широкие башни, им не хватает стройности и легкости. Просто наша сакральная архитектура все еще характеризуется высокой защитой, которая теряет украшения и артистизм своих западных соседей. А может, просто у немцев мы скопировали их прагматичный подход? Что бы это ни было - наши соборы менее представительны, чем западная готика.

Снаружи, внутри, готика ...

Позднее барочное крыльцо добавлено к готическому собору. Что за чушь! Фото по лицензии CC BY-SA 3.0, автор Скотч Туман

... обычно в Польше декор церквей много раз менялся. Есть несколько храмов, которые сохранили характерную готическую обстановку, что делает даже лучшие образцы готики из польского кирпича внутри напоминающей ярмарку или снисходительность. Это, наверное, причиняет мне боль больше всего - в стиле Мишмаш - Готический свод, но оборудование в стиле барокко. Сколько раз я заходил в собор четырнадцатого или пятнадцатого века в ожидании, что он ослепит меня своей суровой красотой, лица святых будут смотреть на меня из полихромов и сохранившихся скульптур. И я почти всегда испытываю разочарование - здесь есть ренессанс, барокко и еще один неоготический и модерн.

Наихудшими, однако, являются храмы снаружи готики, которые в середине не имеют ни одного готического элемента (даже хранилище!). И я могу простить, если это результат неумелой послевоенной реконструкции, но моя кровь наполняет меня, когда я вхожу в готическую церковь и вижу барочный склеп. Зачем устанавливать новую церковь, если мы можем опустошить другую?

Зачем устанавливать новую церковь, если мы можем опустошить другую

Зачем строить новую церковь? Ведь мы можем опустошить готический интерьер, чтобы превратить его в барокко! Вот пример из Пасленка, где в восемнадцатом веке была произведена полная реконструкция интерьера, удалив готическое хранилище. Лицензия CC BY-SA 3.0, от пользователя KrzysztofUrbaniak

Совершенно другой подход можно найти в Западной Европе - хотя французы во время французской революции имели тенденцию разрушать храмы (осквернение королевских могил в Сен-Дени), хотя их оборудование и интерьер не так часто преобразовывались и перестраивались. Они не потеряли свое первоначальное очарование.

Не поймите меня неправильно - я не против нашей маленькой витиеватой готики, но я просто полностью от нее избавился. Но в целом западные готические соборы и церкви всегда восхищали меня, и польский интерес ко мне был несколько меньше.

Кто знает, может быть, если бы я родился в Англии или во Франции, я был бы в восторге от редукционной готики и посчитал бы скучными жемчужины западной готической архитектуры скучными? Может быть, когда-нибудь я снова полюблю польскую религиозную готику?

Обмен - это забота!